Анти–вальгус

В отношении проблем со спиной нужно понимать: на сегодняшний день существует множество упражнений, направленных на формирование правильной осанки. Но как в этом многообразии понять, что есть что и для каких целей? Разбираемся в этом уроке.
Пожалуйста, оцените занятие
Конспект занятия
День 3. Анти-вальгус: что такое осанка

Упражнения и приспособления для выполнения упражнений — это инструментарий для решения совершенно конкретных задач.

Осанка — это расположение всех изгибов позвоночника в их нормальном нейтральном положении (между сгибанием и разгибанием). Понятие нейтральности индивидуально. Например, у худеньких детей более сглаженные изгибы позвоночника. У детей южных национальностей более выраженные изгибы. Так какое же положение позвоночника является нормальным, физиологичным, расслабленным? Расслабленное предполагает тот факт, что тело сбалансировано в пространстве. Не заваливается вперед, назад, набок. При этом мышцы расслаблены.

У балерины или военного красивая, но не физиологичная спина. Спрямленный грудной отдел, напряженные околопозвоночные мышцы — это все противоречит биологической задаче спины. Она должна быть максимально расслабленной, маневренной, максимально сгибаться и разгибаться. Поэтому эстетическое и биологическое понятия красоты отличаются.

Биологически спина должна хорошо нести и противодействовать сжатию и скручиванию во всех направлениях. Наши мышцы должны справляться с компрессионной нагрузкой.

По поводу упражнений очень много мифов из-за устаревших знаний. Большинство людей за 40 страдают от боли в спине.

Если посмотреть на упражнения как на инструмент для решения какой-то биомеханической задачи, то при висе на турнике грудной отдел не растянуть. Можно вытянуть только поясничный отдел позвоночника, а вытяжение не очень полезно. Нам нужны крепкие, стабильные, реактивные суставы. При скручивании соединительная ткань должна блокировать сустав от скручивающего движения. А вытяжение ослабляет упругую силу.

Лодочку ребенок делает, чаще всего, неправильно, — это сложное координационное упражнение. В спине есть 2 слоя мышц, совершенно разных по функциям. Глубокие мышцы — односуставные. Они перекидываются через 1-2 сустава, они мелкие и не контролируются сознанием. Работают только если есть реакция опоры и необходимо удерживать баланс. Супер-реактивные, не очень сильные. Их нельзя укрепить сознательно, можно только поставить в такие условия, в которых они будут откликаться. Именно эти мышцы при напряжении благодаря своей анатомии вытягивают позвоночник. Сжатие и выведение из баланса позволяет нам включить глубокую мускулатуру.

Есть поверхностная мускулатура. Это мышцы, которые перекидываются через большое количество суставов. Если мы в лодочке, гиперэкстензии в положении лежа накачаем поверхностную мускулатуру (именно она работает в этих упражнениях), то спина как тетива у лука, имея слабую серединку и сильную развитую поверхность, мы можем накачать гиперлордоз. Будет очень мощная околопозвоночная мышца, но при этом состояние очень сильного дисбаланса. Ребенок будет хорошо бегать, ходить, но не сможет нормально сидеть или стоять (не будет находить себе места).

Детям категорически запрещено качаться как взрослым. Потому что они растут. Если ребенку со слабым позвоночником накачать пресс, он просто осадит грудную клетку на таз. Если ему закачать спину бездумно, то будет гиперлордоз. Если накачать поверхностную мускулатуру грудных мышц, то будут кривые плечи.

В спине 24 подвижных сегмента. У всех разная подвижность этих сегментов.

Если вы не знаете, как правильно, то детей лучше не растягивать и не делать фитнес-упражнения, не давать тяжести. Вся силовая тренировка для детей запрещена. Ходьба и бег развивают ребенка правильно, а также некоторые упражнения.

Упражнения для тренировок

Главные моменты. Ребенок и вы встаете на колени напротив друг друга. У ребенка голени параллельно. Ноги на носки ставить не нужно. Руки на макушке, подбородок опущен. Ребенок наклоняется и берет мячик локтями. Делать в среднем темпе. Попой на ноги садиться не нужно. Прогиб в спине не нужен.

Для того, чтобы совершить это движение, ребенок вынужден балансировать тело, сгибать ноги в ТБС, отводить таз назад и все это синхронизировать между собой.

Если ребенок заваливается вперед или у него отрываются ноги, значит ребенок еще не сообразил, что для устойчивости ему нужно согнуться в ТБС. За счет этого движения он создает баланс.

Можно добавить ротацию в ТБС. Это очень важно при ходьбе. Для этого нужно перекладывать мяч из стороны в сторону. Для устойчивости можно раздвинуть колени чуть шире. Отрывать их от пола не нужно. Это упражнение отлично укрепляет спину. Оно является усложненным вариантом описанного ранее.

Мячик должен быть слегка сдутым и удобным по размеру. Либо любой нетяжелый предмет, который будет легко захватить локтями. Можно касаться головой мяча.

Опасны крайние амплитуды движения в упражнениях. В этих упражнениях такого нет. Риск травмы возникает при ускоренном движении.

Дышим во время упражнений как можем. Дыхание подстроится само.

Делаем сначала по 2-3 раза несколько раз в день, потом посильно. Техника важнее количества повторений.
Записаться на Анти-вальгус
Онлайн-курс по исправлeнию вальгуса и плоскостопия у детей от 4 лет от врача-реабилитолога Юлии Блюм